Какие только звуки не прокачивали известный и популярный зал московского Центрального Дома Художников. Особой популярностью пользуются выступления этнических коллективов и артистов. Альберт Кувезин и музыканты группы Ят-Ха вновь выступили и поддержали эту замечательную традицию.

Музыка Ят-Ха «представляет собой органичную смесь рока и этнической музыки народов Сибири и Центральной Азии, которую критики называют: этно-рок, root-rock и даже этно-панк». Начиналось все еще в далеком 1990 году, когда тувинский шаман Альберт Кувезин и московский аранжировщик Иван Соколовский свели знакомство на одном из фестивалей авангардной музыки в Новосибирске.

Альберт к тому времени уже был известен как оригинальный исполнитель этнических тувинских песен. Он завоевал несколько призов на музыкальных фестивалях за рубежом. Иван имел опыт работы с московской группой Ночной Проспект. В основу концепции Ят-Ха Альберт и Иван положили несколько жанров: чисто этническую фольклорную музыку, сделанную в стилистике модного тогда «нью-эйджа» и «кыркараа» — один из видов горлового пения, самый низкий.

В этом ключе поет Альберт. Его голос подражает шуму ветра, горным обвалам, рычанию диких зверей, клокотанию вулкана, шелесту тайги. Ят-Ха. Альберт Кувезин Совместные действия двух музыкантов не оказались продолжительными. Они записали альбом «Антропофагия» (1994), побывали на зарубежных гастролях, после чего их творческие пути разошлись. Соколовского увлекли джазовые проекты. Кувезин сосредоточился на исполнении фольклорных композиций. Причем он стал играть не только бытовые песни (как большинство музыкантов, выступающих в жанре этно-рока), а боевые песни древних кочевников времен Чингис-Хана и настоящие магические шаманские песни!

Альберт легко поет на русском, английском и тувинских языках, регулярно выпуская отличные альбомы, изящно сделанные в уникальной стилистике «world music». Помимо «Антропофагии» известны его диски «Енисей-панк» (1995), «Духи Тундры» (1996), «Dalai Beldiri», чье название переводится с тувинского как «Слияние океанов» (1999), «Поэты и маяки» (изданного первоначально в 2010 году в Англии и занимавшего верхнюю строку «European World Music Charts» в 2011 году), где вместе с Кувезиным в записи принимали участие реальные звезды, в лице Саймона Эдвардса (Talk Talk, Beth Gibbons, Billy Bragg, Alain Bashung), Лу Эдмондс (The Mekins, The Damned, PiL), Сара Хомер (Royal Shakespare Company) и другие.

Также известны бутлеги и концертные сборники Кувезина, как «Концерт в клубе Бродячая Собака в Новосибирске» (2011), где помимо самого Альберта (вокал, гитара) принимали участие Шолбан Монгуш (вокал, игил, темир, хомус), Евгений Ткачев (ударные, мандолина, бэк-вокал), Алексей Саая (бас, кларнет, бэк-вокал). В Москве 2017 года Альберт словно репетировал на сцене. Он показал многие хиты, вроде волшебных «Амды Барып», «Байырлыг», «Метаморфозы», переливающихся «Буура», «Каа-Хем», залихватской «Тува Рок».

Музыку Ят-Ха можно назвать нескончаемой. Исполняемые музыкантами мелодии, вероятно, бесконечны, поскольку приправлены неподражаемым горловым пением, а их строки крепко западают вам в голову и там застревают, словно невесомые разговоры с духами леса, гор, показывающие пути по которым должна (по мнению Альберта) идти его поэзия.

Источник: https://versia.ru